бУДЕМ ТЕРПИМЫ К НАШИМ БЛИЗКИМ И ДРУГ К ДРУГУ Прощеное воскресение
Святая Православная Церковь в воскресение 5 марта в последний день перед наступлением Великого поста, воспоминает страшное событие, которое когда-то произошло в раю: падение Адамово. Вспоминает, как прародители Адам и Ева не сохранили заповеди Господни, нарушили Божию заповедь, вкусили от запрещенного плода, и из чистых, безгрешных и святых стали несчастными грешниками.
Вот тогда-то Господь и произвел Свой суд над человеком, сказавши, что человек был создан бессмертным, не должен был умереть, а теперь: "Земля еси и в землю отыдеши!" – земля ты, прах ты и в прах превратишься.
Этот грозный приговор сбывается над всеми людьми, ни один человек от смерти не уходил. Мы плохо помним или вовсе не знаем этот грех Адама, его неисполнение того, что заповедовал Господь, но Церковь нам об этом напоминает, когда начинается Великий пост. Напоминает о том, как Адам своим непослушанием принес много вреда себе и своему потомству, и призывает нас просить у Господа, чтобы Господь научил нас истинному покаянию и исправлению жизни. В начале поста мы уподобляемся Адаму.
Господь нас учит: если вы прощаете друг другу прегрешения ваши, то и Отец Небесный простит вам, а если не прощаете, то и Отец Небесный не простит вам.
Воспоминание Адамова изгнания из рая подводит итог всему подготовительному периоду перед Великим постом. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Пост является церковным законом, и, если мы его выполняем, он освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира. И первый пролом через крепость греха есть наше прощение тех, кто обидел нас, на кого мы рассержены, затаили злобу и обиду. Пост по-настоящему начинается с вечерни Прощеного Воскресения.
Наместник Свято – Успенского Псково – Печерского монастыря Архимандрит Тихон (Секретарев) о начале Великого поста
"Насколько дорог человек в очах Божиих мы видим из Священного Писания, Евангелия: не ангел пострадал за человека, не пророк, не великий какой -либо Святой, а Сам Господь пошел на Голгофу, чтобы вернуть человека в рай. Господь пришел на землю напомнить о высоком назначении человека, как об образе и подобии Божием, но человек, грешное существо, иногда не понимает и не слышит этих напоминаний.
И вот в Неделю Адамова изгнания из рая переносишься мыслью в начало человеческой истории и думаешь, как было все премудро устроено Творцом, но безрассудство Адама разрушило гармонию мира, гармонию человеческих отношений.
И мы можем вернуться в этот потерянный рай, но рай духовный, рай вечный, не материальный, где нет "ни болезни, ни печали, ни воздыхания", где миллионы Святых и миллиарды Ангелов, и где Сам Господь – Источник бытия и творения.
Вернуться в Богообщении, в любви, в Духе Святом. Это все нам и напоминается в Богослужебных текстах, в самом благодатном состоянии души в этот особенный день, который называется Прощеное Воскресение.
Люди живут в семье, где бывают недоразумения, обиды; или работают в коллективе, где тоже могут быть в течение года всевозможные проблемы, нестроения, и Прощеное воскресение напоминает всем нам, что мы должны ни один раз прощать, а семьдесят крат седмерицею, как говорил Господь, то есть прощать всегда, везде и постоянно. Слово "простите" уходит из нашего обихода, а оно ведь глубокое, примиряющее, оно вносит мир в отношения людей.
Добавлено (09.03.2008, 03:35)
---------------------------------------------
Как бы хотелось, чтобы мы, помимо других важных и современных слов, почаще говорили: "простите" в нашем обиходном общении, и это слово вносило бы в нашу жизнь умиротворение. А где мир и согласие – там и результат: будь это творческая работа, или производство, или семья.
Умение прощать и любить, как часто говорил наш старец Иоанн Крестьянкин, столько бы принесло блага, радости и твердости в семьях, в обществе, в государстве. Дай Господи, чтобы Прощеное воскресение нам об этом напомнило, а из нашего общения не исчезало слово "простите".
В Святой Церкви после вечерни, когда уже начинает звучать великопостный напев, совершается Чин прощения. Прежде, чем попросить прощения, подходят к иконе Спасителя, просят: "Боже, милостив буди мне грешному", к иконе Божией Матери.
Отец Иоанн напоминал в своих проповедях: мы должны попросить прощения у Небожителей, у Пресвятой Богородицы – нашей Покровительницы.
Затем священники просят прощение друг у друга, у прихожан, а прихожане у священника, друг у друга и своих близких: "Прости меня ради Христа. – Бог простит",- отвечает тот, у кого просят. Просят прощения все, невзирая на ранг и положение: просит прощение Святейший Патриарх, просит все священство, весь православный народ. Примирение с другими и с самим собой – первый шаг к посту.
Как мы можем не простить? Мы будем скованы своей обидой. И не просто так говорить "прости" сквозь зубы, а "прости ради Христа", потому что мы у Христа Спасителя в молитве просим "и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим". Мы просим у Господа прощения за наши грехи, и прощаем своих ближних. Это удивительный день!
Добавлено (09.03.2008, 03:40)
---------------------------------------------